суббота, 26 декабря 2015 г.

Достопримечательность Киево-Межигорская фаянсовая фабрика

Достопримечательность  Киевской области. Вышгородский район.

Киево-Межигорская фаянсовая фабрика






Из цикла статей: Куда поехать кататься.


При написании предыдущих статей было упомянуто о некой всемирно известной фаянсовой фабрике

, находящейся рядом с Межигорским Спасо-Преображенским монастырём. И которая славилась на весь мир своей продукцией. Одним словом, очень захотелось подробнее узнать про эту достопримечательность. Тем более, что она находится в тех краях где живём мы. Возможно многим будет интересно узнать историю этого места.


Вышгород является колыбелью украинского гончарства. Залежи уникальной глины, побудили к развитию гончарства в этом крае.

Во время археологических раскопок в Вышгороде были найдены гончарные изделия эпохи Киевской Руси, которые правда были варварские уничтожены современниками (достопримечательность «Музей гончарства»).

И не удивительно, что в царской империи именно под Вышгородом, в Межигорье, был заложен первый фарфоровый завод России. Его изделия славились по всей Европе. Даже в Великобритании в одном из музеев отдельный зал, посвященный Межигорскому заводу.

Предыстория:

В конце 18 века, до открытия в Российской империи первой фаянсовой фабрики, повышенным спросом у аристократии пользовалась английская посуда, завозившаяся сюда в больших количествах. В то время Англия была крупнейшим торговым партнёром России. На её долю приходилось 37% российского экспорта. И английский фаянс считался лучшим в мире. Сравнительно не дорогой, украшенный печатным декором, качественный и прочный, он быстро завоевал внутренние рынки европейских стран, тормозя развитие их собственной фаянсовой промышленности и одновременно оказывая на неё существенное влияние.




И первым предприятием на территории Российской империи по производству тонкого фаянса, стала в Киево-Межигорская фаянсовая мануфактура. Именуемая тогда «английской посудой». В 1796 году в этих местах была обнаружена глина, из которой немец Краних сделал несколько чашек. Киевские магистратские мужи повезли «киевский фанс» в Санкт-Петербург и показали их Екатерине II. Императрица благосклонно отнеслась к идее построить в Межигорье фаянсовую фабрику. 3 июля 1798 года Павел І выдал указ и повелел учредить близ Киева фабрику фаянсовых изделий. Используя развалины Межигорского монастиря.





Расцвет:

Вот так, в 1798 году на бывшей территории монастыря появилась Киево-Межигорская фаянсовая фабрика, что находится всего в 20 верстах от Киева.




Почему именно в этом месте? Здесь решающим фактором стали залежи подходящей для производства глины. На месте монастыря были возведены корпуса предприятия, старые здания перестроили, также были сложены печи для обжига фаянса. К заводу были приписаны 228 душ крестьян из близлежащей деревни Петровцы. Местное население издавна занималось гончарным делом.




Фабрика находилась под управлением городского магистрата и под особым присмотром киевского генерал-губернатора.




Летом 1801 года были изготовлены первые образцы посуды. А в Киеве была открыта посудная лавка.




Затем одна за другой появились фабрики Ауэрбаха, Поскочина, мелкие заводы Гжели. Их важнейшей задачей было вытеснение с российского рынка привозного английского фаянса. С 1800 г. правительством предпринимались меры по созданию благоприятных условий для развития отечественной фаянсовой промышленности. В частности, были введены ограничительные, а потом и запретительные ввозные тарифы.




Киево-Межигорская фаянсовая фабрика с самого начала специализировалось, как предприятие коммерческое, поставляло «по спецзаказу» сервизы к царскому столу, а так же украшения в сады новых князей. Во многих городах страны были открыты магазины по продаже межигорского товара. Изделия завода постоянно принимали участие в ярмарках. Одно из направлений в торговой деятельности завода занимала и работа по заказам для отдельных клиентов.




Изделия Киево-Межигорской фабрики отличается высоким качеством исполнения:. Всегда выполнялись тщательно и без производственного брака. Толщина черепка фаянсовой посуды этого завода часто не превышает толщины фарфорового черепка. На киевской фабрике впервые в России стали производить собственно фаянс, или как его еще называют, тонкий фаянс. На заводе быстро освоили также и цветные фаянсовые массы: мраморную, красную, шоколадную и другие. Мастера умело справлялись с формовкой и обжигом посуды и декоративных предметов разных размеров, среди которых встречаются большие вазы со сложным рельефным декором. Применявшаяся цветная и бесцветная глазурь всегда обладают ровным тоном, блеском и чистотой, на изделиях не бывает затеков или плешин. Тщательно и аккуратно выполнялись и печатные рисунки, без смазанностей и сдвигов. Рельефный декор изготовлялся по профессионально вылепленным образцам.




На предприятие привлекали опытных европейских специалистов.

Случившийся пожар в 1810 году уничтожил произвордство фаянсовой посуды дотла. Киевский генерал-губернатор Михаил Милорадович исходатайствовал в Петербурге двести тысяч рублей. Фабрику восстановили, и очень скоро межигорский фаянс стал весьма популярным.

Киево-Межигорский завод не стремился к созданию некоего неповторимого почерка в художественном отношении, не смотря на достижениях в области технологии и разнообразия в ассортименте. Он, просто изготавливал посуду, скульптуру и утварь, для широкой продажи в разных городах России, а также производил заказы для отдельных лиц. Завод, видоизменял по желанию заказчика и часто полностью повторял предлагаемые для изготовления образцы. Для копирования брались и иностранные оригиналы.




Штат Киево-Межигорского фаянсового завода был огромным по тем кременам. В 1821 году на заводе работало 326 человек, из них «в мастерстве» считалось 226 человек. Продукция завода оценивалась современниками очень високо. Например, на Первой выставке российских мануфактурных изделий в 1829 году специалисты отмечали: «Лучшим фаянсом по справедливости почитается киевский». Изделия Киево-Межигорского завода, были хорошо известны по всей стране, и многие российские фаянсовые заводы равнялись на него. ни один русский завод того времени не мог организовать сбыт продукции в таких больших масштабах, как Межигорский, несмотря на то, что цены на изделия были довольно високими. Например, столовые сервизы продавали по 235-325 рублей, а некоторые изготовленные в китайском стиле, стоили свыше 400 рублей.




Ассортимент изделий фаянсового завода очень велик: это все виды чайной, столовой и кофейной посуды, а также посуда штучная (тарелки, салатники, сухарницы, пепельницы, подставки под ножи и вилки, кружки и проч.), и декоративные вазы на высоких подставках с обильными лепными украшениями. Помимо различной посуды на Киево-Межигорском заводе выпускались садовые табуреты, рамки для портретов и зеркал, кашпо, чернильницы, иконы, пасхальные яйца, лампады, подсвечники, аптекарская посуда.




С 1822 года фабрика была передана в ведение царского кабинета – работала по заказам императорского двора и частных лиц. Фабрика выпускала более 120 видов различной фаянсовой продукции, одна часть которой поставлялась в Санкт-Петербург, вторая часть реализовывалась по Украине, а остальное экспортировалась во Францию.




С середины 1820-х годов начали применять на фабрике и печатный рисунок. В начале он использовался для украшения сервизов, изготавливаемых по индивидуальным заказам, и выполняли только черной краской по глазури. Так, столовый сервиз из фаянсовой массы охристого цвета для Баболовского дворца был декорирован узкой гирляндой хмеля в технике переводной печати с раскраской. Сервиз, заказанный Аракчеевым, имел печатные изображения его имения – села Грузино, сервиз графа Платова был украшен его гербом. Затем появились разнообразные тарелки с видами Петербурга, Киева, иллюстрациями к басням Крылова, романтическими пейзажами.




Всю продукцию украшал фирменный знак «Кіевъ». Все формы и декор были оригинальными, а не заимствованными у англичан, как на российских заводах. Именно поэтому изделия Межигорской фабрики по сей день чрезвычайно ценятся среди коллекционеров.




Датировка изделий Киево-Межигорской фабрики облегчается, т.к. с 1830-х гг. кроме марки завода «Киев» на изделиях оттискивается и дата. На заводе прекрасно освоены цветные массы и глазури. Межигорские фаянсовые изделия этого времени отличаются большим разнообразием цветов: голубой, зеленый, темно- и светло-коричневый, оранжево-охристый, желтый.




Края тарелок часто делали волнистыми. В росписях стали появляются украинские и русские пейзажи, а также народные типажи.




На среднего покупателя были рассчитаны тарелки с мелким печатным орнаментом в виде завитков и ангелочков в картушах. А также тарелки с геометрическим орнаментом голубого цвета и мелким цветочным узором, покрывающим все изделие.




Организационные изменения происходят в 1844 году. Кабинет его императорского величества назначает единого директора для Императорского фарфорового завода и Межигорского фаянсового завода. Все вопросы теперь решаются в Петербурге. Но управление промышленным предприятием на расстоянии всегда занятие трудное. Здания фабрики перестраиваются, выписываются машины и специалисты из-за границы.


Упадок:

В середине 1850-х гг. Наступают тяжёлые времена. На наш рынок вновь проникает недорогой иностранный товар и Киево-Межигорской мануфактуре становится всё труднее выдерживать конкуренцыю.




Правительство стало меньше покровительствать отечественную промышленности. Снизив таможенные пошлины до середины 1870-х вдвое, что привело к тому, что все фаянсовые предприятия терпели большие убытки.




В этот период отменили крепостное права, дававшее дешёвую рабочую силу и многие фарфоро-фаянсовые предприятия разорялись и закрывались. С 1850-х гг. качество киево-межигорского фаянса заметно ухудшилось. Пытаясь поддержать интерес к своей продукции, мануфактура изменила свой торговый знак, сделав его более похожим на гербовые марки английской керамики.

Также многие прототипы отечественных изделий фаянсового производства можно обнаружить и в английской керамике. И это сыграло с мануфактурами многих стран злую шутку. Чтобы делать свою продукцию узнаваемой и, соответственно, хорошо продаваемой, фаянсовые фабрики вынуждены были перенимать друг у друга, принципы декора и моделировки формы, ассортиментный ряд и даже маркировку. Эта своего рода знаковая система помогала покупателю без труда визуально идентифицировать фаянс, лишённый, однако, национального своеобразия.




К концу XIX в. число производителей фаянсовой посуды значительно увеличилось. Она перестала уже быть изысканным элитным товаром, став недорогим, иной раз грубоватым предметом повседневного обихода. В ассортименте появились предметы, не требовавшие художественного решения. Выпускались подставки для ножей и вилок, доски для красок, ситечки, аптекарские ступки, пробки и даже…ночные горшки.
Ориентация на британский фаянс проявилась в России с ещё большей силой после того, как увеличился его ввоз через черноморские порты.

В итоге, Кабинет его императорского величества, решил избавиться от убыточного предприятия и в 1858 году подписал решение о передаче Киево-Межигорского завода в арендное содержание.




Первого июля 1858 года завод был сдан в аренду киевским купцам братьям Барским сроком на 30 лет. Однако запущенность хозяйства и неконкурентоспособность привели к тому, что в 1863 году аренда Барских была прекращена и фабрику в 1866 году продали на публичных торгах Шишкову. Но в 1870 г. она была взята обратно, т.к. Шишков не мог выплатить всей ее стоимости. В ноябре 1871 года фабрика была продана Говорову за 85 тысяч рублей, а в 1874 году отобрана у него и передана местной полиции, а в 1875 году – Киевской удельной конторе.




В последнее десятилетие своей работы в изделия фабрики отмечены снижением художественных достоинств. Это, мелкие предметы, целиком покрытые печатным узором, предназначенные для небольших небогатых интерьеров. Но подражающие дорогим изделиям. До последних лет Межигорский завод продолжает выпускать пользовавшиеся когда-то успехом зеленые поливные тарелки и сухарницы, украшенные рельефными растительными мотивами – эти изделия остаются по-прежнему на высоком уровне и в технологическом отношении, и в художественном, т.к. создаются по старым формам и образцам. Постепенно деятельность этого большого предприятия, обладающего своим лесом и сырьем, и имеющим хорошо подготовленных мастеров, из-за неумелого руководства угасает.

К сожалению до наших дней эта достопримечательность не сохранилась, поэтому эта статья носит больше информативный характер о том, что когда-то было и чем славилась Украинская земля. И, что историю надо беречь, чтобы была возможность не только прочитать, но и было куда приехать на велосипеде.

Ныне с места прежнего «Межигорья» открывается вид на днепровское искусственное море – плотину ГЭС.




А некоторые предметы из столового сервиза, когда-то украшавшего императорский стол, можно видеть в современном Киеве, в музее Украинского декоративного искусства.

Катайтесь, любите велосипед. И помните, что велосипед это не только предмет фетиша, а и средство познания мира.


До новых встреч на покатушках.
Dinozawr
Свежее видео с наших покатушек на моём канале DINO film подписываемся, комментируем или ругаемся)))   

1 комментарий:

  1. Вы могли переслать марку с синим кружочком под короной в лучшем качестве на электронку dushaorchidei@ukr.net ? Есть сомнения в её качестве

    ОтветитьУдалить