Подходы к обслуживанию велосипеда.
Из цикла статей «Из личного опыта»
Продолжая цикл статей "Из личного опыта", на этот раз хотелось коснуться такой темы, как обслуживание велосипеда. То, что обслуживать байк НАДО и притом ВОВРЕМЯ, вам скажет любой механик. А своевременная профилактика избавит Вас от дорогостоящих трат в будущем.
Трансмиссия.
Первое, что не вызывает споров, это подход к обслуживание ходовой.
Другими словами трансмиссии байка.
Исходя из теории, которую можно при желании прочитать в интернете, на первом месте по умиранию стоят цепи, затем кассета, а в последнюю очередь умирают передние звёзды. Износ происходит неодинаковый. Другими словами, на две цепи приходится одна кассета, а на две кассеты одна система. Цепь убивает кассету приблизительно за 4 тыс. км. Если не менять цепи вовремя, то эта цепь в итоге растягиваясь, быстро убьет всю трансмиссию. Чтобы нормально катать, и всё работало, вам придётся каждый сезон ставить новую цепь, кассету и по крайней мере одну переднюю звезду.
В своё время сам прочитал всю эту теорию и выбрал для СЕБЯ самый приемлемый вариант. Это принцип использования 3-х цепей, их круговая замена.
Всё очень просто. Ставим новую цепь, проезжаем 500-700 км, затем меняем на вторую и также проезжаем 500-700 км, также поступаем и с третьей цепью. Затем, когда пройден один круг из трёх цепей, Вы их вешаете и сравниваете, какая оказывется самой короткой ту и ставите на байк. И в дальнейшем через каждые 500-700км, Вы также проводите сравнение всех трёх цепей и ставите на байк самую короткую из 3-х.
При таком подходе вся трансмиссия изнашивается одинаково и умирает также одновременно.
А теперь в цифрах: при таком подходе, моя трансмиссия прожила 4-е года и прошла 20 тыс. 550 км. Из 3-х цепей, одна окончательно сдохла (звенья стали туго ходить и цепь стала наматываться на переднюю звёздочку, "закусывать" другими словами). И на 5-й год я решил поставить новую трансмиссию, просто не хотел в середине нового сезона заморачиваться со всяким форс-мажором, всё-таки срок эксплуатации не маленький. Снятую старую трансмиссию с 2-мя оставшимися цепями оставил , не выкинул, так как она, не смотря на срок, ещё работала. Но я доволен таким подходом.
Способ круговой замены не отнимает много времени, но многим в силу личного характера проще КАЖДЫЙ СЕЗОН менять кассету, цепь и среднюю переднюю звезду (чтобы не заморачиваться). А про то, как чистить и содержать в «порядке» ходовую, мы поговорим в следующих статьях.
Вилка.
Ещё один узел велосипеда, который требует постоянной профилактики. И чем дороже вилка, а тем БОЛЕЕ если это "воздушка", своевременная профилактика нужна. От этого на прямую зависит, её качество работы. Это значит, что раз в сезон (весна - осень), если Вы простой каталец, делать это ОБЯЗАТЕЛЬНО. А если вы вернулись с похода, где были сложные условия: купались в грязи, например, то переборка не повредит.
Из личного: своевременная не сделанная профилактика, привела к началу истирания ноги вилки. В итоге отделался только заменой башинга. А товарищ в итоге менял ноги, а это 150$ на ровном месте. Профилактика дешевле лечения. Вторая вилка Рэба рэйс 2008 года, прекрасно работает уже 7 лет при надлежащем уходе.
Поэтому перед началом велосипедного сезона, обязательно сделайте профилактику. А то, разобравши вашу вилку, механик вместо масла обнаружит там воду (и с таким сталкивались).
Маленький совет: Если видите, что на вилке грязь, то аккуратно соберите её, стараясь не поцарапать ноги. И периодически во время обслуживания велосипеда капайте масло на ноги вилки, где ноги входят в штаны, и понажимайте раз 20 на руль, чтобы вилка поработала и собрала грязь, находящуюся на монжетах. Это не тяжёлая процедура и не даст грязи попадать дальше вглубь вилки.
Колёса.
Колёса по своей природе достаточно «живучие» и не требуют к себе пристального внимания. Достаточно раз в сезон механику в них заглядывать во время профилактики. Я изначально выбрал себе колёса на промах, чтобы избавить себя от регулировок с насыпными подшипниками. Если уж вышел из строя пром, то тогда уже меняем, но они очень живучие!
Из личного опыта: как показал личный опыт, колёса среднего диапазона, менее требовательные к обслуживанию, чем колёса высших групп.
DT XR 1800 прошли у меня 24 000 км, прежде чем рассыпался барабан (поломались собачки), эти колёса эксплуатировались с 2008 года, в течении 7 лет, и в принципе проблем с ними не было, просто видно пришло уже время.
А вот с Mavic Crossmax ST, цена которых в 2 раза больше ДТэшных, из-за проблемного барабана, к обслуживанию требовательны и требуют частой профилактики. Одним словом, через 5-ть тысяч, на холостых ходах, когда в движении не крутишь педали, барабан начинает издавать страшные звуки. Замена полипропиленового кольца решает эту проблему. Можно не заморачиваться и купить просто новый барабан. Я использовал и тот и другой метод. Но своевременная разборка и профилактика барабана способна продлить его живучесть (это много времени не занимает).
Хотя Mavic и заявляет, что от этой проблемы уже избавился, но как говорит наш знакомый:
«Кроме сидения на порно сайтах полезно и ПОМАНУАЛИТЬ иногда ».
Поэтому, узнайте про устройство своих колёс, возможно из-за специфики их конструкции, они более требовательны к обслуживанию. А раз в год обязательно нужно отдавать механику на профилактику, чтобы подтянуть спицы, ведь попадание палок в колёса, это обычное явление на покатушках .
А вот и ответ на сколько хватило этой втулки. Пока эта статья дописывалась, можем подвести итог живучести втулки Mavic. Делая очередную профилактику, кстати, перед началом 2015 сезона, своевременно обратил внимание на трещину оси, в которую впрессованы подшипники. Даже страшно подумать если бы втулка рассыпалась где-то на маршруте.
Как сказал механик, увидев фото: - «Кататься можно возле дома, всё что дальше, то уже экстрим. Меняй и ни в чем себе не оказывай».
Прошла втулка 14 077 км .
Если у Вас возникли проблемы с втулкой, то, как говорят механики, ЕЁ ЛУЧШЕ МЕНЯТЬ, даже если её немного подремонтировать, это по большому счёту, это всего лишь как допинг спортсмену, помогает на короткое время.
Контактные педали. Тут поделюсь сугубо личным опытом. На основе Контактных Педалей МТБ Shimano M540 SPD.
В одной педали через год эксплуатации появился люфт. Пришлось перебрать, перемазать (заодно обслужил и вторую). Затем так получилось, что люфт в педалях не появлялся, и я в них не заглядывал. Через три года всё-таки решил заглянуть, как же всё-таки обстоят дела внутри. А внутри оказалось всё идеально и можно было не заглядывать. Поэтому, если с ними всё нормально, то года 4-ре можно их не трогать (сугубо моё мнение).
Самое главное в педалях, это когда их вкручиваешь в шатуны, нанести на резьбу густую смазку. И хоть иногда их просто откручивать, чтобы не прикипали, а то придётся отпиливать.
Да, и 540 педали, в отличие от 520, откручиваются от шатунов только внутренним шестигранником, это ещё одна зона риска, легко сорвать шлицы, если не полностью вставлен ключ. Поэтому будьте внимательны, выполняя простую на первый взгляд работу.
Тросики. Хоть и мелочёвка, но были неприятные прецеденты. Если Вы заметили, что лопнула, хоть одна жилка, то сразу МЕНЯЙТЕ тросик. Кажется, что одна жилка ничего страшного. ДА, но через некоторое время тросик резко рвётся до половины и Вам уже не до катания, а хоть как бы докатить домой! А если надо догнать электричку с группой? А вообще, если Вы постоянно решили катать покатушки, то положите ЗАПАСНОЙ себе в рюкзак! Он много не весит и места не занимает.
Ролики заднего переключателя. Я бы про ролики не писал. И так понятно, стёрлись зубья – ЗАМЕНИ. Но однажды я увидел ролики, ресурс которых давно истёк. Я подозреваю, что они давно уже не выполняли полноценно свою роль. Влад держу своё слово (обещал опубликовать... По заверению владельца этого девайса, они даже в таком состоянии выполняли свою работу).
Раз в сезон ролики надо снимать с переключателя и перемазать! А при обслуживании велосипеда, когда моете и смазываете цепь, стоит пройтись по роликам щёточкой. Особенно на нижнем ролике скапливается много грязи.
Ну и напоследок. Всем известно, что самый лучший принцип обслуживания, это ПЛАНОВО – ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ РЕМОНТ. Не ждать пока, что-то неожиданно сломается, а заранее менять. Это самый дорогостоящий подход к обслуживанию, но при таком подходе, Вы минимизируете неожиданные поломки в велосипеде. И не переживайте по поводу поломок, они будут и никто от их не застрахован. Поэтому сосредоточьтесь на катании, а ремонт оставьте механикам.
Dinozawr
Свежее видео с наших покатушек на моём канале DINO film подписываемся, комментируем или ругаемся)))
самый лучший опыт - это личный. Хорошо написал
ОтветитьУдалить...полностью согласен...
ОтветитьУдалить